Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 139224
1.  
i

Пи­шет­ся а на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) выр..щен­ный
2) оз..рить
3) к..нти­нент
4) заб..влять
5) обн..влённый
2.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) нат..реть солью, не­прон..ца­е­мый
2) р..цепт, пр..ре­кать­ся
3) изм..ри­тель, пр..ру­чить оленя
4) пр..доб­рый де­душ­ка, зам..реть от стра­ха
5) подж..га­тель, зазв..неть
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) кла(с/сс)иче­ский
2) приви(л/лл)егия
3) туни(с/сс)кий
4) pa(c/cc)тре­во­жить
5) бе(з/зз)астен­чи­вый
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) ноч..вка
2) ч..рточ­ка
3) с го­ря­щей свеч..й
4) ко­рот­кие ш..рты
5) лягуш..нок.
5.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) небез..звест­ный, дез..нфля­ция
2) ц..ви­ли­за­ция, из­вест­ные муд­рец..
3) двух..ёмкост­ный, нес..едоб­ный
4) вороб..и, обез..ян­ни­чать
5) мой сак­во­яж.., обо­знач.. гра­ни­цу.
6.  
i

Пи­шет­ся и на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) из плам . .ни, вче­рашн..ми га­зе­та­ми
2) о са­на­то­ри.., сры­ва­ющ..мся го­ло­сом
3) от­зывч..вый, при бе­реж­ли­вост..
4) ра­ботн..ца, мин­дал..вый
5) о Марь.., мешоч..к.
7.  
i

Пи­шет­ся и на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) помещ..ца, услужл..вый
2) в хорош..м на­стро­е­ни..
3) с оста­но­вивш..мся трам­вайч..ком
4) взрывч..тый, вер­ми­шел..вый
5) обидч..вый, о без­до­рожь..
8.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)ти­пич­ное, но ин­те­рес­ное яв­ле­ние; (не)нуж­ная ссора;
2) (не)рас­счи­ты­вая на под­держ­ку; (не)много, а со­всем мало;
3) да­ле­ко (не)по­слуш­ный ребёнок; окно (не)за­на­ве­ше­но;
4) (не)улуч­ша­ю­щий на­стро­е­ния; весь­ма (не)дву­смыс­лен­но на­мек­нуть;
5) со­вер­шен­но (не)есте­ствен­ный цвет; (не)при­знан­ный ху­дож­ник.
9.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)твоя тет­радь; (не)улуч­ша­ю­щий си­ту­а­цию
2) (не)за­ме­чен­ная опе­чат­ка; (не)уме­лая, но тро­га­тель­ная за­бо­та
3) очень (не)при­хот­ли­вый цве­ток; при­е­хать (не)ожи­дан­но
4) (не)готов к ре­мон­ту; да­ле­ко (не)ста­рый че­ло­век
5) (не)про­зрач­ная, а мут­ная вода; окно (не)за­на­ве­ше­но
10.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)лёгкая, но ин­те­рес­ная судь­ба; (не)наст­ная по­го­да
2) (не)глав­ные, а вто­ро­сте­пен­ные при­ме­ты; (не)встре­тив дру­зей
3) от­нюдь (не)слож­ные за­да­чи; рас­сказ ав­то­ром (не)за­вершён
4) ещё (не)сби­тые вет­ром ли­стья; (не)гра­нит­ный па­мят­ник
5) аб­со­лют­но (не)ин­те­рес­ный; (не)пре­кра­ща­ю­щи­е­ся по­жа­ры
11.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Улица была всё так(же) пу­стын­на, как и утром.
2) В(след­ствие ) сне­го­па­да дви­же­ние на до­ро­гах оста­но­ви­лось.
3) Что(бы) хо­ро­шо знать, надо много учить.
4) В нашей па­мя­ти (на)все­гда оста­нут­ся имена ге­ро­ев войны.
5) Нужно вы­пол­нить это по­ру­че­ние (в)те­че­ние ме­ся­ца.
12.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) (Не)взи­рая на холод, молодёжь оста­лась на тер­ра­се.
2) Во­жа­тый так и не нашёл, что(бы) ещё вклю­чить в пе­ре­чень наших тяжёлых про­ступ­ков.
3) Всё так(же), как и утром, ле­жа­ли возле дома на снегу но­вень­кие Федь­ки­ны лыжи.
4) Мы тоже те­перь сил (по)на­прас­ну не тра­тим.
5) (В)те­че­ние ве­че­ра ви­нов­ни­ца тор­же­ства си­де­ла без­участ­ная ко всему.
13.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Оси­но­вый лес _ не­обык­но­вен­но кра­сив зимою.
2) Всюду: на ли­стьях, на цве­тах, на стеб­лях травы _ по­вис­ли кро­шеч­ные во­дя­ные капли.
3) Его му­зы­ка _ как небо над землёй.
4) Глу­харь _ одна из древ­ней­ших птиц на земле.
5) Хонсю _ круп­ный япон­ский ост­ров.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны):

1) Вы будто не слы­ши­те моих во­про­сов.
2) Этот ост­ров был ко­неч­но самым та­ин­ствен­ным ме­стом на свете.
3) В ауди­то­рии ка­за­лось не было ни души.
4) Вы по-моему уже при­вык­ли к нашим обы­ча­ям.
5) Такое раз­ви­тие со­бы­тий впол­не ве­ро­ят­но.
15.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Надо и знать_ и лю­бить_ и бе­речь свою землю_ и свою ро­до­слов­ную_ и свой язык.
2) Убран­ство ком­на­ты со­став­ля­ли ста­рин­ный стол_ и диван с на­кид­ка­ми_ и поду­шеч­ка­ми.
3) Его гим­на­зи­че­ское паль­то_ и ка­ло­ши, во­ло­сы на вис­ках_ и фу­раж­ка были по­кры­ты инеем_ и весь он из­да­вал вкус­ный мо­роз­ный запах.
4) Ка­пи­тан в шлюп­ке огля­ды­вал­ся_ то на ребёнка_ то на па­ро­ход.
5) В свете луны всё ка­за­лось либо го­лу­бым_ либо зелёным_ либо пе­пель­ным.
16.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[     ], и [     ].

1) Он взял свои лыжи стя­ну­тые ре­меш­ка­ми и мед­лен­но пошёл на стан­цию.
2) За­на­вес на сцене не под­ни­мал­ся и всё ещё иг­ра­ли увер­тю­ру.
3) Сколь­зи­ли по ка­на­лу ла­ки­ро­ван­ные бай­дар­ки и с бе­ре­га за ними на­блю­да­ли лю­бо­пыт­ные про­хо­жие.
4) Кры­лья у гуся были рас­то­пы­ре­ны и клюв рас­крыт.
5) Че­ло­ве­че­ское мыш­ле­ние фор­ми­ру­ет­ся с по­мо­щью языка и ока­зы­ва­ет­ся с ним проч­но свя­зан­ным.
17.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Всё вос­кре­се­нье в квар­ти­ре со­се­дей ра­бо­та­ла дрель и сту­чал мо­ло­ток.
2) В доме сто­ро­жа на стене ви­се­ло ста­рое ружьё, ствол ко­то­ро­го, все­гда был на­глу­хо за­ткнут ватой.
3) Меня часто спра­ши­ва­ют, как тре­ни­ро­вать па­мять и ин­те­ре­су­ют­ся, какие за­да­ния для этого нужно вы­пол­нять.
4) Тем кто имеет не­боль­шие до­хо­ды, глава го­ро­да по­обе­щал под­держ­ку.
5) Мне по­ка­за­лось, что, хотя он и на­хо­дит­ся во вла­сти преж­них пред­став­ле­ний о жизни, в нём про­изо­шла пе­ре­ме­на.
18.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Сте­пан же ве­те­ри­нар», — спо­кой­но по­яс­ни­ла Галя. — «Причём один из луч­ших».
2) «Столь­ко во­про­сов сразу, — усмех­нул­ся Чва­нов и, до­став не­боль­шую, кра­си­во изо­гну­тую труб­ку, по­ин­те­ре­со­вал­ся: — Не воз­ра­жа­е­те?»
3) Л. Тол­стой утвер­ждал: «Сущ­ность вся­кой веры со­сто­ит в том, что она придаёт жизни такой смысл, ко­то­рый не уни­что­жа­ет­ся смер­тью».
4) «Пусть к про­ку­ро­ру схо­дит», — по­со­ве­то­вал один из при­сут­ству­ю­щих.
5) Дра­ма­тург Мо­льер как-то ска­зал, что: «в обе­ща­ни­ях все люди сход­ны».
19.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Крас­ка­ми и фор­ма­ми зри­мо­го мира он часто вос­хи­щал­ся_ как вос­хи­ща­ют­ся му­зы­кой.
2) Троп­ка те­ря­ет­ся в ку­стах ко­лю­че­го дёрна с круг­лы­ми_ как ша­ри­ки_ зелёными яго­да­ми.
3) Ми­ха­ил Юзе­фо­вич офи­ци­аль­но был в то время не кем иным_ как скром­ным пред­се­да­те­лем ар­хео­ло­ги­че­ской ко­мис­сии.
4) Бо­лот­ный аир ис­поль­зу­ют в наших краях_ как пря­ность.
5) В сю­жет­ном от­но­ше­нии ин­те­рес­ны_ как за­вяз­ка_ так и эпи­лог по­ве­сти.
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

В дач­ный посёлок мы при­бы­ли к ве­че­ру1)_ и 2)_ когда вышли из ав­то­бу­са, то возле дач не было ни души 3)_ ста­рые дач­ни­ки 4) _ на­ра­бо­тав­ши­е­ся за день 5)_ уже легли спать, а мо­ло­дые гу­ля­ли в роще.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
21.  
i

Ука­жи­те си­но­ни­мы к фра­зео­ло­гиз­му «во весь дух»:

1) вы­пу­стить пар
2) ра­зе­вать рот
3) во все ло­пат­ки
4) изо всех сил
5) во всю прыть.
22.  
i

Ука­жи­те, в каких сло­вах пра­виль­но вы­де­лен ко­рень:

1) воз-рожд-ение
2) в-вось­мер-ом
3) кно­поч-ный (те­ле­фон)
4) ис-крив-ление
5) раз-мыт
23.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии при­ча­стию?

 

Слу­чай­но услы­шан­ный раз­го­вор силь­но воз­бу­дил моё лю­бо­пыт­ство.

1) на­чаль­ная форма — услы­шан­ный
2) дей­стви­тель­ное
3) про­шед­ше­го вре­ме­ни
4) в пол­ной форме
5) в форме ви­ни­тель­но­го па­де­жа
24.  
i

Вер­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) В пред­ло­же­нии Маль­чиш­ки, за­брав­ши­е­ся на берёзу, не тро­гай­те пти­чье гнез­до вы­де­лен­ное слово вы­пол­ня­ет функ­цию под­ле­жа­ще­го.
2) В пред­ло­же­нии Нос у ста­ри­ка не­мно­го за­гнут про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое.
3) В пред­ло­же­нии Его вер­ный слуга пришёл пре­ду­пре­дить хо­зя­и­на об опас­но­сти ин­фи­ни­тив вы­пол­ня­ет функ­цию об­сто­я­тель­ства.
4) Пред­ло­же­ние По-моему, она вряд ли за­хо­чет пла­вать яв­ля­ет­ся не­рас­про­странённым.
5) Пред­ло­же­ние Всё небо за­во­лок­ло об­ла­ка­ми яв­ля­ет­ся дву­со­став­ным.
25.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ту­ри­стам при­ш­лось из­ме­нить марш­рут, чтобы за­па­стись не­об­хо­ди­мы­ми про­дук­та­ми.
2) От этой бе­се­ды у меня оста­лось какое-то дву­лич­ное впе­чат­ле­ние.
3) Чтобы до­стать это ру­мя­ное яб­ло­ко, мне при­ш­лось под­прыг­нуть вверх.
4) Спортс­ме­ны раз­де­ли­ли ра­дость по­бе­ды со своим тре­не­ром.
5) Боль­шое вни­ма­ние уде­ле­но опи­са­нию самых ха­рак­тер­ных черт ха­рак­те­ра глав­но­го героя.
26.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Скло­нив­ша­я­ся над ко­лы­бе­лью мать - вот сим­вол веч­ной жен­ствен­но­сти.
2) Я не толь­ко за­учи­вал пра­ви­ла, но и мно­го­чис­лен­ные ис­клю­че­ния.
3) Мишка был чрез­вы­чай­но рад своей об­нов­кой.
4) Из­ме­нив на­зва­ние пьесы, было по­лу­че­но раз­ре­ше­ние на её по­ста­нов­ку.
5) Мы по­ин­те­ре­со­ва­лись, что будет ли про­дол­же­ние у этой увле­ка­тель­ной ис­то­рии.
27.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Два дня и три ночи бе­си­лась не­по­го­да, на тре­тий день улег­лась.(2) Ветер стих, не­ожи­дан­но усту­пив ти­ши­не и мо­ро­зу. (3) Ма­ли­но­вый сол­неч­ный шар кос­нул­ся края не­бес­ной ла­зу­ри. (4) Он всплы­вал из-за леса, умень­ша­ясь и пла­вясь в сли­ток зо­ло­та. (5) И вдруг этот сле­пя­щий сли­ток быст­ро от­де­лил­ся от го­ри­зон­та.

(6) Вся лес­ная сти­хия при­ня­ла не­ви­дан­но ска­зоч­ный образ. (7) Без­бреж­ная, не­по­роч­но чи­стая го­лу­бая ла­зурь была тем гуще, чем даль­ше от солн­ца. (8) На дру­гом не­бес­ном краю ещё уми­рал сизый су­мрак ночи. (9) Месяц, ясно и чётко от­те­ня­е­мый этим свет­лым су­мра­ком, блед­нел над ле­са­ми, когда снега за­ис­кри­лись во­круг. ( 10) Ели, отя­гощённые бе­лы­ми снеж­ны­ми клу­ба­ми, из­ме­ни­ли свои очер­та­ния, но без­молв­ство­ва­ли. ( 11) Кроны ста­рых сосен гордо оста­лись сами собою.

(12) Пар ещё не остыв­ших влаж­ных низин под­нял­ся на уро­вень дре­вес­ных вер­шин и замёрз, рас­сы­пал­ся на сво­бод­ных от снега вет­ках берёз. (13) Несчётные рос­сы­пи мель­чай­ших би­се­ри­нок за­свер­ка­ли на солн­це. (14) С по­след­ним ко­лы­ха­ни­ем ис­че­за­ю­ще­го осен­не­го тепла всё замёрзло. ( 15) Мороз начал не­спеш­но гра­нить, ко­вать, се­реб­рить всё, что имело хоть самую малую долю влаги.

(16) Лес­ная речка, ещё вчера бе­жав­шая нав­стре­чу ме­те­ли, на­ча­ла сдав­ли­вать­ся се­реб­ря­ны­ми зуб­ца­ми. (17) Про­зрач­ный лёд смело на­пол­зал на се­ре­ди­ну струи, сужая во­дя­ной ток проч­ным пан­ци­рем.

(18) И всё во­круг бес­шум­но сияло, свер­ка­ло, ис­кри­лось от мо­роз­но­го света.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже утвер­жде­ний про­ти­во­ре­чат со­дер­жа­нию тек­ста:

1) Ти­ши­на и мороз во­ца­ри­лись после не­по­го­ды.
2) Кра­сив и ска­зо­чен лес при вос­хо­де солн­ца.
3) После вос­хо­да солн­ца снег начал по­сте­пен­но таять.
4) Ели и сосны шу­ме­ли, ко­лы­ха­лись от ветра.
5) Лес­ная речка на­ча­ла за­мер­зать.
28.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Отец был край­не рас­сер­жен вы­ход­кой сына.
2) По­се­ти­те­ли долж­ны предъ­яв­лять удо­сто­ве­ря­ю­щие лич­ность до­ку­мен­ты, ко­то­рые при­хо­дят пер­вый раз.
3) Стёкла вы­мы­то­го до блес­ка окна мною пе­ре­ли­ва­лись на сол­ныш­ке.
4) Ста­рые ки­но­ко­ме­дии не толь­ко вы­зы­ва­ют у зри­те­ля смех, но и грусть.
5) Воз­вра­ща­ясь после тре­ни­ров­ки, было уже темно.
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28-А30 и В1-В5

(1) Зима вошла в степи. (2) К этому вре­ме­ни вол­ча­та у Ак­ба­ры за­мет­но под­рос­ли и пре­вра­ти­лись в уг­ло­ва­тых пе­ре­рост­ков  — каж­дый со своим но­ро­вом. (3) По­нят­но, вол­чи­ца не могла дать им имена, зато по за­па­ху, что людям не дано, и по дру­гим при­ме­там она легко могла раз­ли­чать своих детёнышей.

(4) Пер­вый снег, вы­пав­ший не­за­мет­но за ночь, ран­ним утром был празд­ни­ком для всех. (5) Вна­ча­ле вол­ча­та- пе­ре­рост­ки оро­бе­ли от вида и за­па­ха не­зна­ко­мо­го ве­ще­ства, а потом стали ба­рах­тать­ся в снегу и фыр­кать от удо­воль­ствия.

(6) В степи было уже свет­ло и про­зрач­но, как днём. (7) Покой и ти­ши­на раз­ли­лись всюду, и ост­рый голод по-зим­не­му дал о себе знать. (8) На­сту­пи­ла пора до­бы­вать про­корм. (9) Вол­ча­та си­де­ли в не­тер­пе­ли­вом на­пря­же­нии, ещё не ведая, какие тя­го­ты несёт охота, и пре­дан­но смот­ре­ли в синие глаза вол­чи­цы. (10) Ак­ба­ра вста­ла с места и дви­ну­лась трус­цой. (11) И все по­сле­до­ва­ли за ней.

(12) Всё скла­ды­ва­лось так, как гре­зи­лось вол­чи­це, когда вол­ча­та были ещё малы. (13) Ак­ба­ра и Таш­чай­нар, отец се­мей­ства, вели своих пер­во­рождённых на ис­пы­та­ние, на первую для них ве­ли­кую охоту на сай­га­ков. (14) Волки шли то шагом, то трус­цой, пе­ча­тая на не­тро­ну­том снегу цветы зве­ри­ных сле­дов. (15) И смо­гут ли они вы­жить в этом мире, те­перь за­ви­се­ло от них самих и от удачи..

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
2) пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи
3) тип речи — рас­суж­де­ние
4) тип речи — по­вест­во­ва­ние с эле­мен­та­ми опи­са­ния
5) за­да­ча речи — рас­ска­зать о том, как вол­ча­та го­то­ви­лись к пер­вой в своей жизни охоте
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Му­зы­ка (от гре­че­ско­го «musike»  — ис­кус­ство муз)  — вид ис­кус­ства, в ко­то­ром ху­до­же­ствен­ные об­ра­зы фор­ми­ру­ют­ся с по­мо­щью зву­ков и ко­то­рый ха­рак­те­ри­зу­ет­ся особо ак­тив­ным и не­по­сред­ствен­ным воз­дей­стви­ем на внут­рен­ний мир че­ло­ве­ка.

(2) Звук как ос­но­ва му­зы­каль­ной об­раз­но­сти и вы­ра­зи­тель­но­сти лишён смыс­ло­вой кон­крет­но­сти слова, не вос­про­из­во­дит фик­си­ро­ван­ных, ви­ди­мых кар­тин мира зву­ча­щим ис­кус­ством му­зы­ку де­ла­ет ин­то­на­ция. (3) К сред­ствам вы­ра­зи­тель­но­сти в му­зы­ке от­но­сят­ся также сле­ду­ю­щие ком­по­нен­ты му­зы­каль­ной формы: ме­ло­дия, фак­ту­ра, по­ли­фо­ния, гар­мо­ния, ритм, ком­по­зи­ция и дру­гие.

(4) Му­зы­ка об­ла­да­ет ярко вы­ра­жен­ны­ми на­ци­о­наль­ны­ми чер­та­ми, про­яв­ля­ю­щи­ми­ся в её ин­то­на­ци­он­ном, ме­ло­ди­че­ском, рит­ми­че­ском строе. (5) Осо­бен­но ха­рак­тер­но это для на­род­но­го му­зы­каль­но­го твор­че­ства, пред­став­лен­но­го в куль­ту­ре каж­дой нации.

(6) В за­ви­си­мо­сти от средств, с по­мо­щью ко­то­рых вос­про­из­во­дит­ся му­зы­ка, раз­ли­ча­ют во­каль­ную, ин­стру­мен­таль­ную, во­каль­но-ин­стру­мен­таль­ную му­зы­ку. (7) Раз­ли­ча­ют также виды му­зы­ки (сим­фо­ни­че­ская, опер­ная, ка­мер­ная и др.) и жанры (песня, танец, со­на­та, сюита, этюд, сим­фо­ния, опера).

(8) Спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти му­зы­ки, её спо­соб­ность вы­ра­жать тон­чай­шие от­тен­ки чувств и пси­хи­че­ских со­сто­я­ний, а также воз­дей­ство­вать на глу­бин­ный мир че­ло­ве­ка де­ла­ют по­нят­ной ту роль, ко­то­рая от­во­ди­лась ей как сред­ству вос­пи­та­ния на про­тя­же­нии всей ис­то­рии раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства. (9) Зна­чи­тель­ное воз­дей­ствие на че­ло­ве­ка ока­зы­ва­ет клас­си­че­ская му­зы­ка, об­ла­да­ю­щая свой­ством по-сво­е­му

со­вер­шен­ство­вать и воз­вы­шать душу.

Ука­жи­те лек­си­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют слову, вы­де­лен­но­му в 8-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) упо­треб­ле­но в зна­че­нии «свой­ствен­ный толь­ко дан­но­му пред­ме­ту, яв­ле­нию»
2) упо­треб­ле­но в зна­че­нии «вы­зы­ва­ю­щий удив­ле­ние, не­обыч­ный»
3) си­но­ним - стран­ный
4) си­но­ним - от­ли­чи­тель­ный
5) ан­то­ним - спе­ци­аль­ный
31.  
i

(1) В ожи­да­нии кон­цер­та мы рас­по­ло­жи­лись в ка­мы­шо­вых за­рос­лях на бе­ре­гу не­боль­шой, но быст­рой ре­чон­ки. (2) Воз­дух был чист, про­зра­чен, ду­шист...

(3) Вечер на­чал­ся пе­ни­ем ку­куш­ки. (4) Она ле­ни­во за­ку­ко­ва­ла где-то в даль­ней роще и скоро за­молк­ла. (5) Затем за­пе­ла ивол­га, пе­ви­ца из­вест­ная, серьёзно за­ни­ма­ю­ща­я­ся, от­та­чи­ва­ю­щая пев­че­ское ис­кус­ство. (6) Мы про­слу­ша­ли бы её с не­вы­ра­зи­мым удо­воль­стви­ем, если бы не грачи, ле­тев­шие на ночёвку и с кар­ка­ньем опу­стив­ши­е­ся на рощу.

(7) Когда за­кри­ча­ли грачи, за­гал­де­ли и ля­гуш­ки, где-то запел дрозд. (8) Ему ак­ком­па­ни­ро­ва­ли реч­ная ку­роч­ка и ка­мы­шов­ка.

(9) Затем по­сле­до­вал ан­тракт, на­сту­пи­ла ти­ши­на, из­ред­ка на­ру­ша­е­мая пе­ни­ем сверч­ка. (10) Когда на землю опу­сти­лась ночь и луна оста­но­ви­лась среди неба над самой рощей, на­сту­пи­ла и оче­редь со­ло­вья. (11) Он по­ка­зал­ся в мо­ло­дом оль­ша­ни­ке, порх­нул в тер­нов­ник, по­вер­тел хво­стом и стал не­по­дви­жен. (12) Ми­ну­ты три сидел он молча, не дви­га­ясь. (13) Но вот за­шу­ме­ли вер­хуш­ки де­ре­вьев, задул ве­те­рок, за­тре­щал гром­че свер­чок и под ак­ком­па­не­мент этого ор­кест­ра со­ло­вей ис­пол­нил свою первую трель.

(14) Он запел, за­сви­стал, осы­пая рощу щёлка­ньем и дро­бью. (15) И власт­ная сила, и то­ми­тель­ная нега, и ис­крен­няя страсть слы­ша­лись в его чу­дес­ном го­ло­се. (16) Он пел, а кру­гом ца­ри­ла вни­ма­ю­щая ти­ши­на.

(17) Когда за­се­ре­ло небо и по­тух­ли ми­ни­а­тюр­ные фо­на­ри­ки звёзд, голос со­ло­вья стал сла­бее и неж­нее и мало-по­ма­лу умолк.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 8−10 ан­то­ним к слову часто. За­пи­ши­те это слово (ан­то­ним) в об­ласть от­ве­тов.

32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29, А30 и В1−В5

 

(1) Дом у Пе­соц­ко­го был гро­мад­ный, с ко­лон­на­ми, со льва­ми, на ко­то­рых об­лу­пи­лась шту­ка­тур­ка, и с ла­ке­ем у подъ­ез­да.

(2) Ста­рин­ный парк, угрю­мый и стро­гий, раз­би­тый на ан­глий­ский манер, тя­нул­ся чуть ли не целую вер­сту от дома до реки и здесь окан­чи­вал­ся об­ры­ви­стым, кру­тым гли­ни­стым бе­ре­гом, на ко­то­ром росли сосны с об­на­жив­ши­ми­ся кор­ня­ми, по­хо­жи­ми на мох­на­тые лапы. (3) Внизу не­лю­ди­мо бле­сте­ла вода, но­си­лись с жа­лоб­ным, еле слыш­ным пис­ком ку­ли­ки. (4) И все­гда тут ме­ня­лось на­стро­е­ние, что хоть са­дись и бал­ла­ду пиши. (5) Зато около са­мо­го дома, во дворе и фрук­то­вом саду, ко­то­рый вме­сте с пи­том­ни­ком за­ни­мал де­ся­тин трид­цать, все­гда было ве­се­ло и жиз­не­ра­дост­но, даже в плохую по­го­ду.

(6) Таких уди­ви­тель­ных роз, лилий, ка­ме­лий, таких тюль­па­нов все­воз­мож­ных цве­тов, на­чи­ная с ярко-бе­ло­го и кон­чая чёрным, как сажа, во­об­ще та­ко­го бо­гат­ства цве­тов, как в усадь­бе Пе­соц­ко­го, не слу­ча­лось ви­деть в дру­гом месте. (7) Весна была ещё толь­ко в на­ча­ле, и самая на­сто­я­щая рос­кошь цвет­ни­ков пря­та­лась ещё в теп­ли­цах. (8) Но уж и того, что цвело вдоль аллей и там и сям на клум­бах, было до­ста­точ­но, чтобы, гуляя по саду, по­чув­ство­вать себя в цар­стве неж­ных кра­сок. (9) Осо­бен­но в ран­ние часы, когда на каж­дом ле­пест­ке свер­ка­ла вода.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 7−9 слово, упо­треблённое в зна­че­нии ‘ярко бле­стеть, сиять пе­ре­лив­ча­тым све­том’. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно ис­поль­зо­ва­но в тек­сте.

33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Все знают, что город рас­тет в ши­ри­ну. (2) А вот о вер­ти­каль­ных го­ро­дах се­год­ня го­во­рят как о яв­ле­нии пусть не со­всем далёкого, но бу­ду­ще­го. (3) Вы­со­та домов в таком го­ро­де может даже пре­вы­шать две ты­ся­чи мет­ров. (4) И про­ект по­доб­но­го су­пер­со­ору­же­ния не­дав­но со­здан япон­ски­ми учёными.

(5) Ги­гант­ский не­бо­скрёб поделён на че­тыр­на­дцать сек­ций. (6) Каж­дая из таких сек­ций  — уни­вер­саль­ный мик­ро­рай­он, центр ко­то­ро­го пред­став­ля­ет собой от­кры­тое воз­ду­ху и свету про­стран­ство, за­са­жен­ное де­ре­вья­ми, цве­та­ми, де­ко­ра­тив­ны­ми ку­стар­ни­ка­ми. (7) Ис­кус­ствен­но со­здан­ный ланд­шафт пред­по­ла­га­ет на­ли­чие ру­чей­ков, кас­ка­дов и раз­но­об­раз­ных водоёмов, не­смот­ря на то что с по­мо­щью мощ­ных гид­рав­ли­че­ских си­стем воду придётся по­да­вать на го­ло­во­кру­жи­тель­ную вы­со­ту.

(8) Ко­ни­че­ская форма зда­ния по­мо­жет за­щи­тить­ся от гроз­ных сил при­ро­ды: зем­ле­тря­се­ний, цу­на­ми, смер­чей, тай­фу­нов, про­лив­ных до­ждей. (9) А в слу­чае силь­ной жары, хо­ло­да, по­ни­же­ния уров­ня кис­ло­ро­да в ат­мо­сфе­ре этажи этого чудо-зда­ния мгно­вен­но са­мо­за­кры­ва­ют­ся, не­до­ста­ток же того или иного кли­ма­ти­че­ско­го па­ра­мет­ра вос­пол­ня­ет­ся ис­кус­ствен­но.

(10) Пла­ни­ров­ка квар­тир в блок-сек­ци­ях будет сво­бод­ной, с пе­ре­нос­ны­ми са­мо­ото­дви­га­ю­щи­ми­ся пе­ре­го­род­ка­ми. (11) Она, кроме са­ни­тар­ной зоны, создаётся са­ми­ми жиль­ца­ми с по­мо­щью ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий. ( 12) По­ми­мо жилых бло­ков, на эта­жах ги­пер­не­бо­скрёбов будут раз­ме­щать­ся про­из­вод­ствен­ные и ад­ми­ни­стра­тив­но-куль­тур­ные со­ору­же­ния.

(13) Со­вре­мен­ные зод­чие меч­та­ют о новой Ва­ви­лон­ской башне! (14) И во­пло­ще­ние этой мечты  — дело не та­ко­го уж далёкого бу­ду­ще­го!

Най­ди­те в 4- м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние со свя­зью при­мы­ка­ние и вы­пи­ши­те из него за­ви­си­мое слово в об­ласть от­ве­тов.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

(1) Лей­те­нант резко взял с места, на­прав­ля­ясь к ку­стар­ни­ку, од­на­ко в рых­лом снегу лыжи сколь­зи­ли плохо, про­ва­ли­ва­ясь в глу­бо­кие колеи, из ко­то­рых тор­ча­ли лишь их изо­гну­тые концы. (2) А ветки ку­стар­ни­ка цеп­ля­лись за мас­ки­ро­воч­ный халат, сры­ва­ли с го­ло­вы ка­пю­шон. (3) На­вер­ное, чет­верть часа лей­те­нант про­ди­рал­ся через ку­стар­ник, пока на­ко­нец не вы­рвал­ся в поле. (4) Взгляд его был устремлён вперёд, лей­те­нант не огля­ды­вал­ся, он слы­шал шорох лыж сзади и мер­ное при­выч­ное ды­ха­ние бой­цов. (5) Его гнев по­не­мно­гу стал спа­дать, самая боль­шая беда ми­но­ва­ла, он стал свы­кать­ся с тем, что их оста­лось во­семь. (6) Прав­да, пол­но­стью при­ми­рить­ся с этим было нель­зя. (7) Но труд­ный уча­сток они про­ско­чи­ли, и те­перь важно было не на­рвать­ся в ночи на какие-ни­будь ты­ло­вые части.

(8) Вско­ре на снегу на­ме­тил­ся не­боль­шой спуск, лыжи пошли вперёд легче, рукам стало сво­бод­нее. (9) В вет­ре­ном ноч­ном су­мра­ке слы­шал­ся сплош­ной шорох снега под лы­жа­ми. (10) Лей­те­нант ещё уве­ли­чил темп. (11) До­ро­га была даль­няя, даже слиш­ком даль­няя для одной ночи, и надо было спе­шить. (12) Тут он ещё пом­нил марш­рут, изу­чен­ный на­ка­ну­не по карте, и знал, что скоро опять пойдёт пойма всё той же ре­чуш­ки.

(13) Груп­па быст­ро дви­га­лась в серых ноч­ных су­мер­ках. (14) Беззвёздное небо сплош­ным по­ло­гом на­кры­ло зим­ний про­стор, в ко­то­ром туск­ло тем­не­ли раз­мы­тые пятна ку­стар­ни­ков, де­ре­вьев, бу­рья­на и ещё чего-то не­яс­но­го и за­га­доч­но­го. (15) Ра­ке­ты на пе­ре­до­вой све­ти­ли да­ле­ко сзади. (16) По­сте­пен­но лей­те­нант стал успо­ка­и­вать­ся: они про­рва­лись.

Опре­де­ли­те, какой ча­стью речи яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 3-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29, А30 и В1−В5

(1) За скри­пу­чим сто­лом в ка­би­не­те, низко на­гнув­шись над кни­гой или пре­па­ра­том, сидит мой ас­си­стент Пётр Иг­на­тье­вич, тру­до­лю­би­вый, скром­ный, но бес­та­лан­ный че­ло­век, лет трид­ца­ти пяти, уже пле­ши­вый и с боль­шим жи­во­том. (2) Ра­бо­та­ет он с утра до ночи, чи­та­ет много, от­лич­но пом­нит всё про­чи­тан­ное  — и в этом от­но­ше­нии он не че­ло­век, а зо­ло­то. (3) В осталь­ном же про­чем  — это ло­мо­вой конь, или, как иначе го­во­рят, учёный-ту­пи­ца. (4) Ха­рак­тер­ные черты ло­мо­во­го коня, от­ли­ча­ю­щие его от та­лан­та, та­ко­вы: кру­го­зор его тесен и огра­ни­чен спе­ци­аль­но­стью; вне своей спе­ци­аль­но­сти он наи­вен, как ребёнок.

(5) Дру­гая черта  — фан­та­сти­че­ская вера в не­по­гре­ши­мость науки и всего того, что пишут немцы. (6) Он уве­рен в самом себе, в своих пре­па­ра­тах, знает цель жизни и со­вер­шен­но не­зна­ком с со­мне­ни­я­ми и разо­ча­ро­ва­ни­я­ми, от ко­то­рых се­де­ют та­лан­ты. (7) Раб­ское по­кло­не­ние ав­то­ри­те­там и от­сут­ствие по­треб­но­сти са­мо­сто­я­тель­но мыс­лить. (8) Раз­убе­дить его в чём-то труд­но, спо­рить с ним не­воз­мож­но.

(9) Бу­дущ­ность его пред­став­ля­ет­ся мне ясно. (10) Воз­мож­но, за всю свою жизнь Пётр Иг­на­тье­вич при­го­то­вит не­сколь­ко сотен пре­па­ра­тов не­обык­но­вен­ной чи­сто­ты, на­пи­шет много сухих, очень при­лич­ных ре­фе­ра­тов, сде­ла­ет около де­ся­ти доб­ро­со­вест­ных пе­ре­во­дов. (11) Но по­ро­ха он не вы­ду­ма­ет. (12) Для по­ро­ха нужны фан­та­зия, изоб­ре­та­тель­ность, уме­ние уга­ды­вать, а у Петра Иг­на­тье­ви­ча нет ни­че­го по­доб­но­го. (13) Ко­ро­че го­во­ря, это не хо­зя­ин в науке, а ра­бот­ник.

Ука­жи­те мор­фо­ло­ги­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие слову, вы­де­лен­но­му в 1-м пред­ло­же­нии тек­ста.

Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов циф­ра­ми (в по­ряд­ке воз­рас­та­ния). На­при­мер, 1245.

1)  имя при­ла­га­тель­ное;

2)  при­ча­стие (осо­бая форма гла­го­ла);

3)  на­чаль­ная форма  — скри­петь;

4)  дей­стви­тель­ное;

5)  ка­че­ствен­ное.

36.  
i

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях най­ди­те слово с ор­фо­гра­фи­че­ской ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но).

 

Его длин­ная и ши­ро­кая шпага была во­ткну­та между пли­та­ми тер­ра­сы вер­ти­каль­но, так что по­лу­чи­лись сол­неч­ные часы. По­ло­жив ост­рый под­бо­ро­док на кулак скор­чив­шись на та­бу­ре­те и под­жав ногу под себя, он при­сталь­но смот­рел на не­объ­ят­ное сбо­ри­ще двор­цов, ги­ган­ских домов и ма­лень­ких лачуг.

37.  
i

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях имена су­ще­стви­тель­ные, опре­де­ли­те их падеж и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  Две кор­ре­спон­дент­ки быст­ро уеха­ли.

Б.  Мы долго си­де­ли в кафе.

В.  Что-то плыло по реке.

Г.  Он по­до­брал птен­ца.

1.  име­ни­тель­ный

2.  ро­ди­тель­ный

3.  да­тель­ный

4.  ви­ни­тель­ный

5.  тво­ри­тель­ный

6.  пред­лож­ный

38.  
i

Опре­де­ли­те мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки гла­го­лов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  по­тер­пел бы

Б.  вспа­ши́те

В.  до­бе­жит

Г.  за­хру­стеть

1.  I спря­же­ние, в форме бу­ду­ще­го вре­ме­ни

2.  II спря­же­ние, в форме бу­ду­ще­го вре­ме­ни

3.  II спря­же­ние, в форме про­шед­ше­го вре­ме­ни

4.  раз­но­спря­га­е­мый, в форме бу­ду­ще­го вре­ме­ни

5.  I спря­же­ние, зна­че­ние вре­ме­ни не опре­де­ля­ет­ся

6.  II спря­же­ние, зна­че­ние вре­ме­ни не опре­де­ля­ет­ся

39.  
i

Опре­де­ли­те, от каких ча­стей речи об­ра­зо­ва­ны слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  на­но­во

Б)  сор­ти­ро­воч­ный

В)  из­ле­че­ние

Г)  здеш­ний

1)  от су­ще­стви­тель­но­го

2)  от при­ла­га­тель­но­го

3)  от ме­сто­име­ния

4)  от на­ре­чия

5)  от гла­го­ла

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А.   Раз это дей­стви­тель­но твоё при­зва­ние, к нему надо от­не­стись самым серьёзным об­ра­зом.

Б.   Скры­вать ис­ти­ну от ра­не­но­го было бес­по­лез­но, да Сер­пи­лин и не счи­тал себя впра­ве это де­лать.

В.   Тяжёлое небо низко на­ви­са­ло над землёй, от воды веяло свин­цо­вым хо­ло­дом.

Г.   Как го­во­рят актёры, те­ат­раль­ные под­мост­ки могут за­ме­нить целый мир.

1)  про­стое осложнённое пред­ло­же­ние

2)  слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние

3)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние

4)  бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние

5)  слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.